Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде необходимым условием качественного обновления системы является умножение интеллектуального потенциала общества. Решение данной задачи непосредственно зависит от структуры и содержания образовательного процесса в каждой образовательной организации, в том числе и дошкольной.
Современные образовательные программы направлены на передачу субъектам обучения необходимой суммы знаний, умений и компетенций. При этом педагогам важно обеспечивать всё необходимое психолого-педагогическое сопровождение, которое позволяет обеспечивать познавательное развитие дошкольников.
Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (ДО) предусмотрено повышение качества образовательного процесса в каждом ДОУ. Для этого важно развивать у детей познавательный интерес на всех занятиях и в процессе игровой деятельности детей.
При определённых условиях, прежде всего, с помощью средств наглядности можно обеспечить повышенное эмоциональное отношение детей к познавательной деятельности, что несомненно влечёт за собой их познавательное развитие. Задача каждого педагога заключается в том, чтобы каждого дошкольника включить в воспитательно-развивающий процесс. Для этого необходимо обеспечить формирование и развитие познавательных потребностей детей и их познавательных мотивов. Педагогу необходимо активизировать познавательную деятельность дошкольников среднего возраста.
Приемы активизации познавательной деятельности и активности детей всегда очень разнообразны. Они всегда используются воспитателями в воспитательно-развивающем процессе дошкольников, тем не менее, проблема психолого-педагогического сопровождения познавательного развития дошкольников была и остаётся одной из наиболее сложных в образовательном процессе. Дети с детства должны учиться опыту ведения диалога, дискуссий, быть приобщёнными к творческой деятельности и др. Познавательное развитие, интерес и активность детей формируются в процессе субъект - субъектных отношений воспитателя и воспитанника. Это происходит в ходе реализации целостного воспитательного процесса и на каждом занятии.
Наличие познавательных способностей позволяет дошкольнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Познавательный интерес и активность позволяют формировать им личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс познавательного развитие детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности психолого-педагогического сопровождения познавательного развитие детей среднего дошкольного возраста
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие познавательной сферы у детей среднего дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий:
1) психологическое просвещение родителей как фактор, расширяющий их педагогическую и психологическую компетентность;
2) индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, направленная на развитие познавательной сферы с учётом индивидуальных особенностей
3) взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации, осуществляющих сопровождение детей.
Задачи:
1. Провести анализ понятия познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Изучить особенности психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей среднего дошкольного возраста.
3. Описать организационно-педагогические условия психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей среднего дошкольного возраста.
4. Предложить методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению познавательного развития детей среднего дошкольного возраста
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей среднего дошкольного возраста
1.1. Анализ понятия познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Современный образовательно-воспитательный процесс регламентируют требования ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольной образовательной организации. В основе ФГОС лежит системно – деятельностный и личностно ориентированный подход, что в корне отличает современное образование от традиционного.
Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает использование большого разнообразия видов и форм. Они различаются по предмету, направленности и объекту. Это может быть сопровождение родительства, сопровождение одарённого ребёнка, гиперактивного и др. Это может быть сопровождение отношений детей и родителей.
Наиболее целесообразно рассматривать процесс сопровождения в рамках образовательной программы ДОУ и при этом делать акцент на сопровождающей деятельности психолога ДОУ. Можно говорить о том, что проблема психолого-педагогического сопровождения может быть рассмотрена как стратегия развития личности и как тактика реализации индивидуального потенциала субъекта. Основная роль в этом процессе отводится педагогу-психологу ДОУ. Именно он определяет объект, предмет и средства ПП сопровождения. Он также разрабатывает тактику сопровождения и реализует стратегию сопроводительной деятельности. Педагог психолог реализует общую стратегию сопроводительной деятельности в целом и функциональные обязанности участников процесса распределяются в соответствии с выбранной стратегией.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахманова, А.И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /А.И. Абдрахманова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – No 3. – С. 38-41.
2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2016. – 128 с.
3. Борисова, С.Н. Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы [Текст] / С.Н. Борисова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2013. – No 5. – С. 62–67.
4. Вишневская, К.Н. Поможем Пете-петушку вырастить урожай: Познавательное занятие для старших дошкольников [Текст] / К.Н. Вишневская // Воспитатель ДОУ. – 2019. – No 3. – С. 28–31.
5. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей [Текст] / Н.А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
6. Горюнова, С.Н. Поисково-исследовательская деятельность детей, как средство интеллектуального развития дошкольников [Текст] / С.Н. Горюнова // Евразийский научный журнал. – 2017. – No 1. – С. 222-223.
7. Евдокимова, Е.С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Е.С. Евдокимова. - Дошкольное воспитание, 2013. - No3. - 20-24 с.
8. Захарова, М.А. Проектная деятельность в детском саду родители и дети [Текст] / М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
9. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А.И. Иванова // Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 55с.
10. Исматуллаева, М.Г. Формирование познавательной и личностной активности у дошкольников [электронный ресурс] / М.Г. Исматуллаева // URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 17.02.2024).
11. Ковалева, В.В Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников [электронный ресурс] / В.В. Куликовская // Консультация для педагогов ДОУ. – 2012. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7530/2/10Nikiforova.pdf (дата обращения 17.02.2024).
12. Комарова, Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников [Текст] / Т. Б. Комарова. – М.: Просвещение, 2016. – 194 с.
13. Копачева, Ю.Р. Мир магнита: Занятие в подготовительной к школе группе [Текст] / Ю.Р. Копачева // Воспитатель ДОУ. – 2017. – No 5. – С. 54–58.
14. Кузьмина, А.С. Исследовательский проект «Волшебное чудо – снежинки»: Для детей старшей группы, педагогов и родителей [Текст] / А.С. Кузьмина // Воспитатель ДОУ. – 2019. – No 1. – С. 27–31.
15. Кудрова, И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода [Текст] / И.А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2016. – No 5. – С. 14-21.
16. Куликовская, И.Э.: Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст [Текст] / Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - М: Педагогическое общество России 2013. - 80с.
17. Левашева, И.И. Формирование учебно-познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников [Текст] / И.И. Левашова // 2011. – No 3. – С. 180-182.
18. Мартынова, Е.А. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст] / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. - Изд. 3-е, испр. Волгоград: Учитель- 2012. – 333 с.
19. Минуллина, Р.Ф. Организация поисковой деятельности дошкольников [электронный ресурс] / Р.Ф. Минуллина, Р.В. Рыжманова // Образование и воспитание. – 2020. – No 1 (27). – С. 11-12. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4848/ (дата обращения 17.02.2024).
20. Морозова, И.С. Познавательная активность дошкольников. Теория и практика общественного развития [Текст] / И.С. Морозова // 2012. – No 12. – С. 162-165.
21. Мухина, В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности [Текст] / В.С. Мухина // Народное образование. – 2006. – No 7. – С. 123-127.
22. Нишеева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н.В. Нищеева. – М.: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
23. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 336 с.
24. Орлова, Т.В. Создание условий для исследовательской деятельности детей на участке детского сада [Текст] / Т.В. Орлова, Г.Н. Михалева // Воспитатель ДОУ. – 2017. – С. 18–29.
25. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – No 4. – С.441-444.